Приведенные теории ведут к следующим умозаключениям. Первое
состоит в том, что анализ столь разных теорий иронии как
контраста видимости и реальности (Н.Кнокс, Д.Мюки), риторической
фигуры (Ван Бус, Брукс, Воргримлер), псевдологии (В.Янкелевич),
подрыва смысла (Поль де Ман), манеры действия (Н.Фрай, Х.Уайт),
смыслоконституирующего способа восприятия (А.Уилд), негативной
диалектики (Гегель, Зольгер), иронии истории (К.Маркс,
Ф.Энгельс), тем не менее, позволяет усмотреть ее эстетическую
сущность. Поэтому она может быть описана в терминах традиционной
эстетики. Для этого в ней подчеркивается положение субъекта,
когда структура иронии является вертикальной или горизонтальной,
она характеризуется как особое умонастроение - триумфа или
поражения. Эстетически это предполагает комическое состояние или
драматическую ситуацию для субъекта.
Второе подразумевает акцент на том, как ориентировано острие
иронии - направлено ли отрицание на мир, человека или его
ценности. В таком случае превалирует не эстетическое содержание,
но преобразующее или разрушающее действие. Ирония выступает как
скептическая, сатирическая или нигилистская.
Третье предполагает то, что ирония может быть устойчивой
и неустойчивой по своему характеру, т.е. можно говорить о
статическом и динамическом типе иронии. В устойчивом типе
(статическом, метафизическом) ее эмоциональное содержание скрыто
(когда негативная оценка прикрыта положительной) или явно (когда
отрицание выражено более непосредственно)
предполагает устойчивую интонацию - юмористическую, трагическую,
сатирическую. В неустойчивом (динамическом, диалектическом),
напротив, негативная диалектика несет перманентное колебание
настроений. Ее тон постоянно колеблется, носит ярко выраженный
риторический характер. Такую иронию называют парадоксальной (Н.Кнокс),
открытой (Д,Мюки), неустойчивой (Ван Бус).
Поскольку ирония выражается языком искусства или философии и
трансформируется в стилистические формы, постольку она может
быть охарактеризована по крайней мере по двум основаниям: как
духовно-эмоциональное состояние, или умонастроение, и как
символическая форма выражения с акцентом риторической структуры.
По тональности и формам выражения можно выделить следующие
разновидности:
комическая ирония - насмешка над миром, которая
противополагает необходимости мира (природной, социальной или
моральной) свободную игру воображения. Обычно эта ирония
сопровождается юмором - доброжелательным, если есть симпатия к
миру, или жестким, если доминирует антипатия;
сатирическая ирония - осмеяние с целью ‘бичевания
пороков’. В отличие от сатиры ироническое осмеяние, во-первых,
имеет иную цель нежели исправление социальных пороков, а
во-вторых, ориентировано не на социально типическое, а на
духовно идеализированное.
трагическая ирония - обманчивая видимость с
драматическими последствиями. Личность оказывается жертвой
обстоятельств или самообмана, ведущих к результату, прямо
противоположному ее намерениям. При этом сохраняется симпатия к
миру;
нигилистская ирония - поругание, которому
подвергается мир, человек или его ценности. Равно не принимается
мир и не оправдываются надежды личности. Однако методическое
отрицание - не редукция к Ничто, а выражение бунта, протеста,
презрения или провокации, своеобразный вид героизма или
отчаяния. Такая ирония сопровождается цинизмом, ‘черным юмором’,
фарсом или гротеском;
скептическая ирония - недоверие субъекта к реальности
или самому себе, которое предполагает неясность,
неопределенность положения личности (триумф или поражение?) и
понимание неустойчивости, зыбкости мира или системы ценностей.
Сомнение - более мягкое отношение, нежели радикальное отрицание
нигилистской иронии. Такая ирония сопровождается релятивизмом,
пародированием или игнорированием чего-либо. В отличие от
предыдущих типов она переходит в негативную диалектику, является
открытой и неустойчивой;
абсолютная или радикальная ирония – «дух беспорядка», игра
текста или объекта против смысла (универсального значения) в
пространстве интертекстуальности, игра, инсценирующая
плюралистическую вселенную, образующая наслоения, коллажи, швы
культурного текста и меняющая условия личностной идентичности. В
отличие от предыдущих типов она является онтологической и
вторгается в процесс дисперсии смысла и преобразования
идентичности. Она сопровождается чувством эйфории, жаждой
обновления жизни, зачастую переходящим в веселый нигилизм.